БУХГАЛТЕРСКИЕ УСЛУГИ - Ведение бухгалтерского учёта - Бухгалтерский учет договоров

     Следует помнить, что бухгалтерский учет договоров зависит от вида договорных обязательств, которые взяла на себя организация.

     Мы поможем оптимизировать
договоры с точки зрения бухгалтерского учета.

Договор подряда
     Принципы и инструменты учета выполнения договоров подряда основываются на базе организации бухгалтерского учета в строительстве, учетной политики строительной организации, форматах отчетности и нормативно-правовых основах бухгалтерского учета и строительства, а именно выполнения договоров подряда. В анализе существующей методики учета в подрядных организациях будет учитываться проект положения по бухгалтерскому учету "Учет договоров строительного подряда" ПБУ 2/07, а также другие документы, позволяющие выявить возможные ошибки в учете на практике.
     Как правило, заказчик заключает договор с одним подрядчиком, именуемым генеральным, выполняющим основную часть работ и принимающим на себя обязательство по координации работ и ответственность за своевременное и качественное выполнение всего комплекса работ, предусмотренных договором, и привлекает для выполнения отдельных видов и комплексов работ организации субподрядчиков. Важно указать, что по отдельному договору каждый подрядчик несет ответственность перед заказчиком только по своим прямым обязательствам за свои работы и услуги, предусмотренные договором.
     Договорная документация состоит обычно из договора подряда, оформленного в соответствии с действующим законодательством, и приложений, являющихся его неотъемлемой частью. Приложения, как правило, включают в себя расчеты возможного увеличения или уменьшения стоимости строительства. В учете отражаются и доходы, и расходы по договорам подряда вне зависимости от существующей системы учета на предприятии.
В подрядной организации могут существовать линейная, линейно-штатная или комбинированная система бухгалтерии. Как правило, в небольших подрядных организациях существует линейная структура, когда все работники бухгалтерии подчиняются главному бухгалтеру, в отличие от крупных компаний, где образуются крупные отделы и подразделения и соответственно используется линейно-штатная или комбинированная структура.
     Малые подрядные предприятия, выбирая самостоятельную форму бухгалтерского учета, должны следовать следующим принципам:
- единство методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;
- взаимосвязь данных аналитического и синтетического учета, сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;
- накапливание и систематизация данных первичных документов по показателям, необходимым для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.
     Согласно ст. 702 Гражданского кодекса РФ договор строительного подряда является консенсуальным, возмездным, двусторонним. Договор строительного подряда составляется на основе норм параграфа 1 "Общие положения о подряде" и специального параграфа 3 "Строительный подряд" гл. 37 "Подряд" ГК РФ. Перечнем основных статей договора подряда, как правило, на практике являются:
- определения, полное название сторон договора;
- предмет договора;
- стоимость предмета договора;
- сроки начала и завершения работ по договору;
- порядок и условия расчетов и платежей;
- обязательства сторон по договору;
- производство работ;
- приемка работ;
- поручительства и гарантии по договору;
- меры ответственности сторон;
- условия и порядок расторжения договоров подряда и др.
     Внимательное отношение к существенным условиям подрядных договорных обязательств позволяет предметно учитывать операции, осуществляемые по договорам подряда строительной организацией, в бухгалтерском учете. Сторонами по договору являются две организации - заказчик и подрядчик. Оплата осуществляется согласно договору на основе свободной (договорной) цены на строительную продукцию. Оплата по договору подряда включает в себя компенсацию подрядчика в процессе производства работ и причитающееся ему вознаграждение. Возмещению подлежат расходы прямого характера, которые непосредственно связаны с выполнением подрядных работ. Стоимость строительных работ определяется участниками договора самостоятельно.

Бухгалтерский учет операций по договору товарного кредита
     В бухгалтерском учете при получении и возврате товарного кредита могут возникнуть трудности, обусловленные тем, что предметом товарного кредита являются не денежные средства. Рассмотрим их более подробно.
     В соответствии с ПБУ 19/02 к финансовым вложениям организации относятся займы, предоставленные, в том числе, другим организациям. Применительно к операциям по передаче заемщику вещей в рамках договора товарного кредита необходимо руководствоваться положениями пункта 2 ПБУ 19/02, которыми предусмотрены условия для принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве финансовых вложений. Согласно пункту 9 ПБУ 19/02 финансовые вложения принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Применительно к операциям, осуществляемым по договору товарного кредита, первоначальная стоимость финансовых вложений определяется по правилам, установленным пунктом 14 ПБУ 19/02. Первоначальная стоимость финансовых вложений, переданных по договору мены и другим договорам, предусматривающим исполнение обязательств не денежными средствами, равна стоимости активов, переданных или подлежащих передаче (пункт 14 ПБУ 19/02) по договору товарного кредита. Стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах организация определяет стоимость аналогичных активов.
     В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению информация по займам, предоставленным другим организациям и физическим (кроме работников организации) лицам, отражается по счету 58 "Финансовые вложения" субсчет 3 "Предоставленные займы".
     Согласно пункту 3 ПБУ 9/99 не признаются доходами организаций поступления от других юридических и физических лиц в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику. Таким образом, операция товарного кредита для целей бухгалтерского учета доходом не является и не может отражаться через счета учета продаж, что подтверждается Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкцией по его применению, утвержденного приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. N 94н (далее - План счетов). В соответствии с указанным документом предоставленные займы отражаются по дебету счета 58 "Финансовые вложения" в корреспонденции со счетом 51 "Расчетный счет" или другими соответствующими счетами. Возврат займа отражается по дебету счета 51 или других соответствующих счетов и кредиту счета 58.
 
Организация бухгалтерского учета операций по договорам аренды и лизинга
     При организации бухгалтерского учета операций по договору лизинга следует руководствоваться Указаниями об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, утвержденными приказом Минфина России от 17.02.97 г. N 15 (далее - Указания), в которых предусмотрены варианты постановки лизингового имущества как на баланс лизингодателя, так и на баланс лизингополучателя.
     Если по условиям договора лизинга лизинговое имущество учитывается на балансе лизингодателя, то причитающиеся ему по договору лизинга суммы лизинговых платежей за отчетный период и досрочно начисленные платежи отражаются на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" в корреспонденции со счетом 90 "Продажи", субсчет "Выручка". Поступление лизинговых платежей отражается у лизингодателя по кредиту счета 62 в корреспонденции со счетами учета денежных средств.
     Если по условиям договора лизинга лизинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя, то при передаче лизингового имущества лизингополучателю сумма задолженности по лизинговым платежам согласно договору отражается у лизингодателя по дебету счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Задолженность по лизинговым платежам" в корреспонденции со счетом 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие доходы". Разница между общей суммой лизинговых платежей согласно договору и стоимостью лизингового имущества отражается по кредиту счета 98 "Доходы будущих периодов" в корреспонденции со счетом 91. Причитающаяся по договору лизинга сумма лизингового платежа, поступившая в отчетном периоде, отражается у лизингодателя по кредиту счета 76, субсчет "Задолженность по лизинговым платежам" в корреспонденции со счетами учета денежных средств. Сумма, учитываемая на счете 98, списывается с этого счета в кредит счета 91 в части, приходящейся на сумму лизингового платежа.
        Если по условиям договора лизинга лизинговое имущество учитывается на балансе лизингодателя, то стоимость имущества, поступившего лизингополучателю, учитывается у лизингополучателя на забалансовом счете 001 "Арендованные основные средства" в оценке, указанной в договоре лизинга. Если по условиям договора лизинга лизинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя, то стоимость лизингового имущества отражается у лизингополучателя по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" в корреспонденции со счетом 76, субсчет "Арендные обязательства" в общей сумме лизинговых платежей.
 

Основная стратегия нашей компании - максимально сохраняя доступную стоимость услуг, постоянно увеличивать качество.

Рейтинг@Mail.ru

(812) 775-01-50
197022, Санкт-Петербург, ул. Белоостровская, дом 28, офис 346

© Аудиторский Центр Санкт-Петербурга, 2002-2017