ВОПРОС-ОТВЕТ - Наши консультации - Госконтракт на выполнение строительных работ

Вопрос:

Организацией заключен госконтракт на выполнение строительных работ на срок более пяти лет. Просим разъяснить порядок применения индексов-дефляторов. Обязателен ли он для сторон? Вправе ли подрядчик настаивать на оплате заказчиком работ с учетом индекса-дефлятора? Фактически работы выполнены во 2-м квартале, сдаются в 4-м. (С) какого квартала должны применяться индексы-дефляторы, на момент сдачи или выполнения?

 

Ответ:

Согласно действующему законодательству, оплата работ, выполняемых по государственному контракту, осуществляется по цене, установленной этим контрактом. Это требование установлено действующими законодательными актами.

Отношения, связанные с государственными и муниципальными контрактами, регулируются федеральными законами, законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

До 01 января 2006 года эти отношения регулировались Федеральным законом РФ от 06.05.1999 г № 97 – ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд».

С 01 января 2006 года действует Федеральный закон РФ от 21.07.2005 г. № 94 – ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Федеральные законы регулируют отношения, возникающие между организатором конкурса (государственным заказчиком) и участниками конкурса (поставщиками (исполнителями)) в процессе проведения конкурса на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.

Государственный заказчик размещает заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд путем проведения конкурсов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

По итогам конкурса его организатор обязан опубликовать в средствах массовой информации сведения о результатах конкурса – имя победителя, наименование поставляемых им товаров, работ, услуг, а также цены на эти товары, работы, услуги (п. 5 ст. 21 Федерального закона № 97-ФЗ).  Цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. Исключение составляют случаи, когда заключается договор на энергоснабжение, или выполнение контракта без изменения его цены невозможно вследствие существенного возрастаний стоимости подлежащих выполнению работ, или меняются тарифы на услуги субъектов естественных монополий (п.п. 4.1 п. 4 ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ). 

Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 218-ФЗ в статью 65 Федерального закона № 94 – ФЗ введена часть 10, в соответствие с которой до 1 января 2009 г. в случае, если это предусмотрено документацией об аукционе, заказчик по согласованию с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в ходе исполнения контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства вправе изменить не более чем на десять процентов предусмотренный контрактом объем работ при изменении потребности в работах, на выполнение которых заключен контракт, или при  выявлении потребности в дополнительном объеме работ, не предусмотренных контрактом, но связанных с работами, предусмотренными контрактом. При выполнении дополнительного объема таких работ заказчик по согласованию с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) вправе изменить первоначальную цену контракта пропорционально объему таких работ, но не более чем на десять процентов этой цены контракта, а при внесении соответствующих изменений в контракт в связи с сокращением потребности в выполнении таких работ заказчик обязан изменить цену контракта указанным образом. (См. по этому поводу также письмо Минэкономразвития России от 18.06.2008 г. № Д05-2340).

Учитывая изложенное, полагаем, что указанное 10%-ное отклонение стоимости строительства должно определяться от уровня цен, рассчитанных по установленной договором методике (при отсутствии твердой цены). Так, если договором предусмотрено применение каких-либо коэффициентов (повышающих или понижающих) либо индексов (дефляторов и т.п.), то в расчет должна приниматься та цена, которая получается при применении этих индексов или коэффициентов.

Порядок формирования бюджетных ассигнований и, следовательно, регулирование вопросов, связанных с расчетом прогнозных цен на строительно-монтажные работы устанавливаются  бюджетным и отраслевым законодательствами.

Расчет стоимости строительства осуществляется с использованием прогнозных индексов-дефляторов в строительстве, утверждаемых федеральными органами государственной власти.

Прогнозный индекс-дефлятор - отношение прогнозных стоимостных показателей строительной продукции к ее текущим стоимостным показателям.

Разработанные индексы предназначены для определения текущей стоимости строительно-монтажных работ, рассчитываемой в уровне базовых цен на ресурсы, используемые в строительстве.

Индексы учитывают комплекс строительно-монтажных работ, выполняемых на объектах жилищного строительства, социальной сферы, производственного назначения и транспортного строительства, и предназначены для общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере, подготовки тендерной документации, а также для укрупненных расчетов стоимости строительства базисно-индексным методом. Индексы на СМР определены с учетом накладных расходов и сметной прибыли в базисных и текущем уровнях.

 При определении стоимости строительства ресурсным методом указанные индексы не применяются.

Для участников инвестиционно - строительного процесса на территории Санкт – Петербурга индексы устанавливаются Сакт-Петербургским Региональным центром по ценообразованию в строительстве и доводятся до сведения участников соответствующими письмами.

Для того, чтобы узнать, каким образом применяется индекс-дефлятор, можно обратиться к Распоряжению Правительства Санкт - Петербурга от 13.12.2006 г № 186-рп «О порядке организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт - Петербурга при определении стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов городского хозяйства за счет средств бюджета Санкт – Петербурга».

В соответствие с разделом 2 Порядка начальная стоимость строительства определяется по формуле:

    НСС = Спсд1 x И1 x Идеф1 + ... + Спсд n x И1 x Идеф n,

где:

НСС - начальная стоимость строительства;

Спсд1, ..., Спсд n - сметная стоимость объемов работ по строительству, выполняемых в первом, ..., n-м финансовом году, в уровне цен проектно-сметной документации;

И1 = Икд / Ипсд - индекс(-ы) пересчета сметной стоимости строительства от уровня цен проектно-сметной документации в уровень цен по состоянию на дату утверждения конкурсной или иной документации по размещению государственного заказа Санкт-Петербурга;

Икд - индекс(-ы) пересчета сметной стоимости строительства, установленный(-е) на дату утверждения конкурсной или иной документации по размещению государственного заказа Санкт-Петербурга;

Ипсд - индекс(-ы) пересчета сметной стоимости строительства в уровне цен проектно-сметной документации (при составлении проектно-сметной документации в базисном уровне цен Ипсд принимается равным 1);

Идеф1 ... Идеф n - прогнозный индекс-дефлятор, приходящийся на декабрь первого, n-го финансового года либо на месяц окончания строительства в году его завершения.

В дополнение к сказанному приведем ответ Санкт-Петербургского Регионального центра по ценообразованию в строительстве на эту же тему.

О применении индексов-дефляторов Санкт-Петербургский Региональный центр по ценообразованию в строительстве разъясняет:

В случаях, когда договор заключен на условиях твердых (фиксированных) цен и стоимость работ по договору определена по индексам на момент заключения договора с увеличением на индексы-дефляторы, то промежуточные расчеты за выполненные работы должны производится также по индексам на момент заключения договора с увеличением на индексы-дефляторы. При осуществлении расчетов по текущим индексам теряется весь смысл твердых (фиксированных) цен и договорная цена становится "скользящей".

 

 

 

 

 

Основная стратегия нашей компании - максимально сохраняя доступную стоимость услуг, постоянно увеличивать качество.

Рейтинг@Mail.ru

(812) 775-01-50
197022, Санкт-Петербург, ул. Белоостровская, дом 28, офис 346

© Аудиторский Центр Санкт-Петербурга, 2002-2017